Во вторую часть названия статьи вынесена строчка песни из популярного советского детского фильма 1979 года «Приключения электроника», где у обычного школьника появился, как бы сейчас сказали, «цифровой двойник с искусственным интеллектом», обладающим способностями, существенно превышающим обычные человеческие.
В нашем случае речь пойдёт о том, возможно ли создать такого «электронного двойника», который будет способен эффективно заменить водителя такси.
«Яндекс» начал работать над технологией беспилотного управления автомобилем ещё в конце 2016 года. Целью проекта ставилось создать технологию, которая не требует присутствия человека за рулем.
Весной 2017 Яндекс уже испытывал первые прототипы беспилотных автомобилей, а в сентябре 2020 выделил направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG).
В декабре 2021 компания ждала разрешения на публичное тестирование беспилотных такси на дорогах общего пользования, однако пока так и не дождалась, поскольку здесь всё же речь идет о технологии, для которой особенно важна безопасность: пока все беспилотные автомобили тестируются исключительно с водителем-испытателем за рулём, который, в случае экстренной ситуации, сможет взять управление на себя. Это пока лишает эти системы какого-либо коммерческого смысла, так как водителю-испытателю нужно тоже платить зарплату.
Нет сомнений, Яндекс уже давно мечтает о том, чтобы забирать у водителей такси не 21-30% комиссии, как сейчас, а все 100%, отправив, таким образом, профессию водителя такси «на свалку истории», вслед за кучерами и ямщиками. Но пока на практике это плохо удаётся.
Да, безусловно, успехи есть и искусственный интеллект управления автомобилем быстро обучается. Так же есть стопроцентная гарантия, что искусственный интеллект не сядет за руль под воздействием запрещённых веществ. Однако, нет гарантии, что программное обеспечение не даст сбой, или же просто не сможет правильно отработать сложную внештатную ситуацию.
Так же ряд экспертов отмечает, что в типичных для большей части России погодных условиях, когда зимой идут обильные снегопады, разрабатываемые системы автопилотов не смогут получать информацию с датчиков, обильно залепленных снегом, и будут просто останавливаться.
Плюс, если беспилотные автомобили массово появятся на дорогах, можно спрогнозировать и рост мошеннических схем, когда злоумышленники будут выявлять слабые места систем автопилотирования, и провоцировать ДТП, виновником которого суды будут признавать беспилотный автомобиль, и получать, таким образом, выплаты от страховых компаний (в случае ДТП с участием беспилотного автомобиля ответственность формально должно будет нести юридическое лицо — его владелец, но вряд ли можно допустить, что такие автомобили смогут выходить на линию без полиса ОСАГО).
Проблем можно ожидать и в банальных внештатных ситуациях без злого умысла — например, в случае появления в поле зрения датчиков внезапно выскочившего на дорогу перед автомобилем ребёнка, как будут запрограммированы действия системы автопилота, если он понимает, что избежать наезда без применения экстренных опасных манёвров невозможно: совершить наезд, в результате которого выскочивший внезапно на дорогу может получить тяжкие увечья или даже лишится жизни, или же, в попытке избежать наезда, в результате маневрирования совершить столкновение с каким-то другим препятствием, подвергая при этом опасности жизнь и здоровье находящегося внутри пассажира и, возможно, других участников дорожного движения?
Водители такси со стажем, проводящие долгое время за рулём, как правило уже обладают, а результате накопленного опыта, определённой интуицией и «внутренним голосом», который зачастую может подсказать, ещё до появления в поле зрения реальной опасности, что нужно, например, снизить скорость, или воздержаться на какое-то время от того или иного манёвра. Как будет накапливать подобный опыт система искусственного интеллекта, и на сколько он будет эффективен, сможет показать только время.
Пока же, совершенно очевидно, что применение полностью автономных автомобилей в течение ближайших лет будет весьма и весьма ограниченным — это будут только какие-то закрытые полигоны, на которых возникновение любых внештатных ситуаций практически исключено.
В качестве примера можно привести первый город России, где запустили беспилотное такси — это наукоград Иннополис в Татарстане, город-спутник Казани. В нем расположены университет «Иннополис» и одноименная особая экономическая зона, на ограниченной территории которой и были созданы особые условия, позволившие эксплуатацию «беспилотников».
В стандартных же дорожных условиях, характерных для большей части территории Российской Федерации, включающих не вполне адекватных водителей-«шашечников» на каршеринге, ямы, неожиданные перекрытия дорог для ремонта, стёртую или отсутствующую дорожную разметку — в ближайший десяток лет, а то и более, массовое появление беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования нам явно не грозит. А, стало быть, профессия водителя такси ещё какое-то время будет оставаться актуальной.
Так же, можно отметить, что одним из противников более активного и быстрого внедрения беспилотных технологий в сфере транспорта является государство. Чиновники пока не знают, как в этом случае решить вопрос трудоустройства порядка 3 млн. водителей, которые могут вдруг в одночасье остаться без работы. Такое развитие событий может быть чревато серьёзным социальным взрывом и волнениями, которые российской власти в текущих условиях совершенно не нужны (напомним, что профессия водителя на сегодня — самая массовая мужская профессия).
Однако, тем водителям, которые не успеют в течение указанного промежутка времени уже выйти на пенсию, хотелось бы всё же порекомендовать подумать над освоением какой-то альтернативной дополнительной специальности, пока здоровье и заработки в такси ещё это позволяют: рынок труда стремительно меняется, и чтобы оставаться «на плаву» всегда желательно быть в курсе развивающихся трендов, и не питать иллюзий, что текущий статус-кво будет существовать вечно.