Цель настоящей статьи — показать, что в случае, если у большинства экономически активного населения есть возможность перемещаться на такси быстро, недорого и безопасно — это высвобождает один из самых ценных ресурсов — время, которое в результате можно потратить на генерацию добавленной стоимости в экономике страны в целом.
Такая возможность, предоставляемая сегодня сервисом Яндекс.Такси, наряду с другими альтернативными сервисами, действительно, для экономики очень позитивна.
Представим, что такси — очень дорогая премиальная услуга, доступная только для людей, с доходами существенно выше среднего. В этом случае большинство людей, не имеющих личного транспорта, оказываются привязанными к общественному транспорту со всеми его ограничениями, в частности, по времени работы.
В часы «пик» по дороге на работу и с работы, нужно затолкаться в переполненный автобус, затем с боем штурмовать вагоны метро, после чего, при неблагоприятном раскладе (большой удалённости работы от метро), снова добираться наземным общественным транспортом. Да, это выйдет дешевле, но это время для человека будет безнадёжно потеряно, так как полностью пройдёт в «борьбе за живучесть» с общественным транспортом и другими пассажирами.
С личным транспортом тоже всё не так просто: добираться за рулём собственного автомобиля в те же «часы пик» на другой конец города — тоже «так себе удовольствие»: стресс от передвижения в пробках в условиях плотного трафика, когда, например, в случае ДТП, перекрыта одна или несколько полос движения, и со всех сторон лезут другие автомобили с совершенно не очевидным в такой ситуации приоритетом проезда; необходимость искать место для парковки, и, если оно найдено не очень удачно, переживание о том, как бы автомобиль не эвакуировали… Вечером повторение утренней ситуации. Этот вариант, хотя и несколько более комфортен, чем скачки по общественному транспорту, всё-таки тоже отнимает у человека примерно такое же время, проведённое за рулём в стрессовом состоянии.
Другое дело — такси. Все вопросы с трафиком — это проблемы водителя. Пассажир может спокойно расслабиться на заднем сидении и, к примеру, либо послушать в наушниках приятную для себя музыку, настраиваясь на рабочий день, либо уже в такси с использованием современных средств связи и коммуникаций, начать свой рабочий день незамедлительно после посадки в такси!
Здесь можно привести пример из практики: во времена пандемии COVID19, в целях заботы о здоровье сотрудников, широко известная в России компания Газпромнефть всем своим сотрудникам, которые должны были работать в офисах, оплачивала такси. Автор статьи возил много таких заказов и успел подметить, что во время поездки большинство сотрудников этой компании уже решало какие-то рабочие вопросы, или даже участвовало в селекторных совещаниях прямо из такси. Таким образом, время в дороге уже было включено в рабочее время сотрудников. В случае, если бы эти сотрудники добирались до офисов «своим ходом», они едва ли смогли бы потратить своё время в дороге столь же продуктивно с точки зрения рабочего процесса.
Таким образом, только в такси время в дороге можно потратить с пользой, а не «убить», как в самостоятельных перемещениях по городу на общественном транспорте или в личном автомобиле!
Это добавляет к полезно проведённому человеком времени в среднем два часа ежедневно!
Соответственно, эти 2 часа и формируют ту добавленную стоимость экономике, которой в случае их отсутствия просто бы не было! Люди могут дольше задерживаться на работе и на деловых встречах, так же больше отдыхать, зная, что они в любое время смогут быстро и с комфортом добраться до дома на такси, при этом потратив на это вполне посильную часть своего бюджета.