Очень часто от самых разных участников дискуссий в различных тематических сообществах слышно нытьё на тему «вот опять вышли «катать цели» эти … «цельщики», и сразу пропали «кэфы»…»
Наличие и величина коэффициента в том или ином районе всегда определяется балансом спроса и предложения: чем большее количество клиентов хочет заказать такси в данном районе, тем выше поднимается коэффициент и, как следствие, цена поездки. С другой стороны, чем большее количество водителей, готовых удовлетворить этот спрос, сосредотачивается в том же районе, тем ниже становится коэффициент.
Есть районы, в которых традиционно высокий спрос (например, конец Комендантского проспекта и намывные территории Васильевского острова), и «кэф горит» практически всегда. А есть районы (например, та же «Васька» за пределами намывных территорий и Петроградка) где «кэфа», напротив, практически никогда не бывает.
Нет, не сильно — в это время стараются выйти все активные водители, вне зависимости от наличия или отсутствия цели, т.к. в эти часы заработок в единицу времени объективно выше.
Сильно ли повлияет количество таких водителей на спрос в часы низкой активности? Тоже нет — наличие или отсутствие водителей, в теории, на спрос никак не влияет — он определяется наличием потребности клиента куда-то ехать. Однако, Яндекс как раз и пытается в часы низкого спроса, с одной стороны, стимулировать клиентов ездить более низкими тарифами, а с другой — стимулировать водителей не уходить в такие часы с линии посредством «целей», благодаря которым, водитель, хоть и возит в такие часы невыгодные заказы, по итогам недели может получить бонус за выполнение цели, для компенсации «моральных страданий» и материальных расходов в процессе обслуживания невыгодных заказов.
Теперь давайте подумаем о том, уйдут ли все водители с линии в часы низкого спроса, если не будет целей? Опять же — нет, ибо такую «роскошь» могут позволить себе лишь водители, работающие на личных авто, при этом не обременённые кредитами, ипотеками и алиментами. Такие водители — вымирающий вид: тех, кто продолжает работать «в серой зоне», без оформления самозанятости и лицензии, потихоньку вылавливает Комитет во время рейдов с использованием практики «контрольных закупок», и подвергает обструкции, обнуляя мотивацию к дальнейшей работе. Из тех, кто готов работать в легальном поле, не все имеют подходящий под актуальные требования автомобиль именно белого цвета. Из них тоже только малая часть готова регулярно проходить все бюрократические процедуры типа регулярных медосмотров, оформления путевых листов и т.п.
Таким образом — наиболее массовая категория водителей такси сегодня — это арендники и раскатчики, работающие на автомобилях парков. Уйдут ли они с линии, когда везде погас «кэф»? Ответ — нет, т.к. ежедневный платёж за аренду/раскат «сам себя не оплатит». Соответственно, таким водителям сначала надо отработать свой долг парку за использование автомобиля, затем — государству за топливо (где, как известно, в структуре цены около 70% приходится на налоги), и только затем остаётся немного времени, чтобы заработать что-то для себя. Поэтому, «жировать», как говорится, не приходится, и либо нужно устраивать себе ну очень рваный график, выкатывая как утренние, так и вечерние «кэфы», но при этом спать по 3-4 часа днём и столько же ночью (что совсем неприемлемо для семейных людей), либо уже отрабатывать полную 10-12 часовую смену, катая в ней всё подряд.
Другой фактор, влияющий на коэффициенты со стороны спроса — это погода. Наверное, все помнят день 17 февраля 2024 года, когда посреди зимы температура резко поднялась до +5 и с утра и до обеда на нерастаявший снег лился непрекращающийся дождь, и идти по улицам без риска поскользнуться было практически нереально. Цены на такси тогда выросли примерно в два раза относительно стандартных в эти же часы в другие дни.
Или возьмём противоположный пример — резко наступившие тёплые солнечные дни в конце мая — люди просто пересели на велосипеды, самокаты; стали больше ходить пешком, и были дни, когда кэф, даже в упомянутых выше районах высокого спроса, полностью гас уже к 9 утра!
Таким образом, не надо преувеличивать влияние целей на снижение коэффициентов — оно не превышает 10% в совокупности всех других факторов.