«В Ленинграде-городе как везде такси
В.С. Высоцкий
Но не остановятся — даже не проси
Если сильно водку пьёшь, по пьянке —
Не захочешь, а пойдёшь… к стоянке!»
Часто можно услышать от людей мнение, что раньше профессия водителя такси была престижной, т.к. таксисты много зарабатывали. Здесь следует отметить, что, как мы уже упоминали в предыдущих статьях, и сегодня активный таксист, который много работает, может заработать в районе 200 тыс. рублей в месяц, что, по нынешним временам, не самая маленькая зарплата. Однако сегодня профессия водителя такси не считается престижной, т.к. водителей и автомобилей очень много, а для того, чтобы работать водителем такси нужны лишь водительские права категории В, стаж вождения от 3х лет и базовые навыки работы со смартфоном.
Во времена СССР же обычные люди жили в условиях тотального дефицита практически на всё. В частности, на дорогах было довольно мало автомобилей, почти все они были отечественного производства. В такси использовался преимущественно автомобиль горьковского автозавода марки «Волга» (модель ГАЗ 2410 в 70е годы и ГАЗ 3110 в поздние 80е). По статистике 1985 года, в СССР на 1000 человек приходилось лишь 50 автомобилей (из них марки «Волга», используемой в такси — не более 15%), в то время как сейчас в России — уже 400 автомобилей на 1000 жителей. При этом в такси можно работать на практически любом автомобиле, начиная от В-класса, в исправном техническом состоянии и удовлетворяющем региональным экологическим требованиям. Так же в те времена не так много людей имели водительские права.
Таким образом, профессия таксиста считалась «условно престижной» лишь благодаря тому самому дефициту — «поймать такси» было задачей не самой простой, поскольку машин было мало, и стоила услуга относительно дорого: если поездка в общественном транспорте в Ленинграде стоила от 3 копеек за трамвай до 5 копеек за автобус и метро, только посадка в такси стоила 20 копеек, а далее поездка тарифицировалась по счётчику из расчёта 2 копейки за километр. Таким образом, поездка в такси стоила много-много дороже общественного транспорта, в то время, как сейчас разница не столь значительная — поездка в такси на небольшое расстояние вне «часов пик» по тарифам Яндекс-такси может стоить в пределах 100 рублей, а базовый тариф на общественный транспорт в Санкт-Петербурге 65-70 рублей.
Плюс, всем, заставшим советские времена во взрослом возрасте, хорошо было известно, что у таксиста в любое время дня и ночи можно было купить бутылку водки по, как в то время называлось — «спекулятивным ценам», т.е. в 3-5 раз дороже официально установленной гос цены. Ибо водка тоже была дефицитом.
Таким образом, хотя заработки таксистов составляли довольно внушительные, по тем временам, 400-500 рублей (примерно столько же получал полковник советской армии или профессор в университете), они воспринимались большинством населения как барыги-фарцовщики, зарабатывающие исключительно на дефиците.
Поэтому большим уважением, как в то время, скажем — профессура, ИТР высшего звена, директора предприятий, армейский генералитет — таксисты никогда не пользовались, ибо относились в сознании советского населения к «касте» мелких лавочников и спекулянтов.
Таким образом, бытующее в узких кругах мнение о престижности профессии водителя такси в советские времена — не более, чем миф.