
Сразу оговоримся — речь пойдёт не о расхожем жаргонизме «отстой», означающем нечто неприятное или непотребное, а о термине, прочно связанном с такси доагрегаторных времён.
Итак, отстоем именуется формат работы в такси, в котором таксисты стоят в каком-то месте с высокой проходимостью (например, вокзалы, концертные залы, стадионы, ночные клубы и другие места, где проводятся массовые мероприятия или наблюдается высокая плотность прохождения людского потока) и активно зазывают пассажиров, произнося в сторону проходящих мимо людей: «Такси. Такси надо?» — с небольшими вариациями.
Автор статьи, недавно возвращаясь из короткого отпуска на Московский вокзал, с удивлением обнаружил, что это явление ещё, оказывается, массово присутствует — за время движения по перрону навстречу попалось пять-шесть таксистов-отстойщиков, активно предлагавших свои услуги. Возник немой вопрос: «А что, ещё остались где-то люди, не научившиеся вызывать Яндекс?..» Но, как говорится, спрос рождает предложение — если бы никто уже не пользовался услугами таких отстойщиков, их бы, наверное, сейчас нигде и не было.
Во времена до появления агрегаторов, когда такси было мало, стоило оно дорого, вызывать было не очень понятно, как и неудобно, отстой действительно был довольно распространённым явлением: после массовых мероприятий, чтобы уехать домой, люди вынужденно шли на точки, где кучковались отстойщики, торговались с ними и как-то уезжали. Отстойщики в те времена сильно смахивали на членов организованных преступных группировок: у них были свои правила, свои бригады, в которые было не так просто попасть, где внимательно следили, чтобы в места отстоя не затесывались чужаки, которых активно гоняли, порой даже прокалывая колёса и нанося ущерб автомобилям тех, кто не был «в бригаде», а просто пытался «примазаться».
К счастью, с приходом агрегаторов и, как следствие, с существенным повышением доступности услуг такси как по цене, так и по удобству, экономическая целесообразность такого вида деятельности, как отстой, стала быстро стремиться к нулю.
В настоящее время такой вид заработка в такси, как отстой, вообще может быть приравнен к незаконной предпринимательской деятельности, если такие водители (а также их автомобили) не внесены в региональные реестры такси или банально не уплачивают подоходный налог.
В тематических пабликах таксисты иногда рассказывают, как выходят на отстой «тряхнуть стариной» к вокзалам и спортивно-концертным комплексам. Но есть ли сегодня реальный смысл в такой деятельности?
При покупке смен у агрегатора — вообще очень сомнительно: агрегатор в любом случае даст больший поток заказов, а цена в местах массового спроса и у него будет на довольно высоком уровне, в пределах платёжеспособного спроса со стороны пассажиров.
Вне покупки смен можно подискутировать: да, возможно, сегодня и найдётся несколько провинциальных деревенских простаков, впервые прибывающих в город, например, в поисках работы, которые в обычной жизни никогда не пользовались такси и по прибытии на вокзал крупного города сразу растерялись и оказались лёгкой добычей отстойщика. Но много ли сегодня таких? Яндекс, Drivee есть уже практически в каждом городке средней руки, и люди, с некоторой периодичностью пользующиеся такси, давно о них знают. И прекрасно осведомлены, что работают они практически по всей России (и даже кое-где за рубежом), и в любом городе можно заказывать такси точно так же, как и в своём родном, просто указывая начальную и конечную точку маршрута и подтверждая предлагаемую Яндексом стоимость по выбранному тарифу либо предлагая свою цену в Drivee. И это гораздо более удобно и безопасно, чем отправиться в путь втридорога с первым встречным субъектом довольно стрёмного вида, выкрикнувшим в твою сторону: «Такси!»
Соответственно, количество клиентов для отстоя сегодня уже настолько мизерно, что заниматься подобной деятельностью можно лишь «из чистой любви к искусству», если кому-то сильно «греет душу» мысль, что я-де «нагнул» Яндекс и не повёз пассажира по предлагаемому им невысокому тарифу, а лично нашёл и «обул в калоши» провинциального лоха, убедив его поехать по тройной цене.
И даже если оставить в стороне моральные аспекты подобного поведения таксистов в нынешние времена, и с чисто практической точки зрения за то же время в любом случае будет выгоднее выполнить десяток-другой заказов от Яндекса, чем пару-тройку «с отстоя», хоть даже и по тройной цене.