Почему Яндекс.Такси победил всех конкурентов?

Взять авто в аренду

Прежде всего, хочется в очередной раз отметить, что в основе успеха Яндекса в сфере такси лежит его продвинутая интеллектуальная платформа (робот). Работать с ней максимально удобно и просто как водителям, выполняющим заказы, так и пассажирам, совершающим поездки. Пассажиры готовы платить дополнительно, как за удобство и точность вызова такси через приложение, так и за то, что машина, как правило, приходит оперативно. Ни один из конкурентов, ни ранее, ни сейчас, успешно конкурировать с Яндексом ни по удобству сервиса, ни по качеству искусственного интеллекта платформы не мог и не может. Поэтому все пытались конкурировать при помощи демпинга (предложения более низких цен), что, как показал опыт — в сфере такси путь в никуда. Ведь очень важно тонко найти баланс спроса и предложения, при котором и пассажир сможет себе позволить поездку, и водитель не будет совершать её себе в убыток и сможет, работая в такси, что-то заработать на устраивающем его в какой-то мере уровне. Иначе не будет либо пассажиров, либо водителей. И вот именно с этой задачей нахождения этого тонкого баланса платформа Яндекса справляется существенно более успешно, чем у конкурентов.

Вкратце рассмотрим основные компании, которые пытались, и сейчас пытаются конкурировать с Яндексом, и чем всё это в итоге закончилось (или продолжается).

А. Зарубежные компании, к настоящему моменту ушедшие с российского рынка.

  1. GETT. Израильская компания, довольно успешно конкурировавшая с Яндексом до момента ухода с российского рынка в мае 2022 года по политическим причинам. Имела устойчивые позиции и доминировала в сегменте корпоративных заказов вследствие активной и грамотной работе своих fleet sales-менеджеров, осуществлявших корпоративные продажи. В период пандемии COVID-19, в 2020-2021 годах практически все корпоративные поездки сотрудников крупных компаний, оплачиваемые работодателем, осуществлялись через GETT. При этом, сам GETT имел договор с Яндексом о передаче последнему заказов, в случае невозможности обслужить их силами собственных водителей GETT (ибо уже тогда водителей и возможностей у Яндекса было гораздо больше). Сильными сторонами компании являлись: а) наличие собственной встроенной навигации, хотя и простенькой, но работающей чётко и без лагов и б) квалифицированная служба поддержки, через которую водители быстро решали любые вопросы.
  2. Bolt (Taxify). Эстонская компания, агрессивно вышедшая на российский рынок в начале 2018 года. В одном её названии для российского обывателя уже было много забавного, т.к. само слово «Болт» у большинства россиян устойчиво ассоциируется со словом «забивать». Однако, как тогда объяснили в офисе компании автору статьи, который начинал свою деятельность в такси с сотрудничества именно с этим оператором, название происходит от английского слова Bolt, что в наиболее развёрнутом варианте перевода интерпретируется как «стремительно бросающийся вперёд». А поскольку медлительность эстонцев у россиян давно стала мемом, в сочетании с эстонским происхождением бренда такая интерпретации тоже не стала менее комичной.
    Болт привлекал новых водителей низким барьером входа (достаточно было приехать в офис, предъявить водительское удостоверение и СТС автомобиля, оставить данные банковской карты для перевода представителю аффилированного с оператором парка, и через 15 минут можно было уже начать принимать заказы и работать) и привлекательными бонусными программами для водителей. Но поскольку конкурировать с уже существующими игроками Болт пытался при помощи ценового демпинга, он очень быстро проиграл ещё более агрессивному игроку Ситимобил, вышедшему на рынок осенью того же 2018 года. Заказов у водителей компании не стало уже в начале 2021 года, и компания была вынуждена свернуть деятельность по объективным причинам.
  3. Uber. Глобальная транснациональная платформа, работающая во многих странах мира, включая США. Яндекс купил Uber летом 2017 года. Стратегия компании на локальных рынках заключается в том, что если они встречают в стране, куда они зашли, какого-то сильного конкурента (которым в России оказался Яндекс), они предпочитают, немного раскрутив в стране собственный бизнес, продать его этому сильному конкуренту, чем пытаться вступать в агрессивное рыночное противоборство.
    С момента продажи бизнеса Uber заказы, совершаемые пассажирами через приложение Uber Russia, которое до сих пор функционирует согласно условиям сделки, обрабатываются платформой и осуществляется водителями Яндекса.

За последние годы были проданы Яндексу и некоторые российские операторы такси, в частности, бренд «Везёт» (2019) год. Изначально ФАС наложил запрет на эту сделку, но уже через год она всё же состоялась, но уже по существенно менее выгодной цене для владельцев «Везёт».

Б. Локальные российские игроки, продолжающие к настоящему моменту работу.

  1. Ситимобил/Таксовичкофф. Компания Ситимобил изначально являлась совместным предприятием Сбера и Mail.ru, для которых тема такси была не профильной. Они агрессивно вышли на рынок Санкт-Петербурга осенью 2018 года, активно завоёвывая рынок скидками для пассажиров и бонусами для водителей. Как и любая история с демпингом в такси, она довольно быстро закончилась, и акционеры решили закрыть проект. 15 апреля 2022 года компания со страниц своих соцсетей официально попрощалась с сотрудничавшими с ней водителями. Однако, уже уже 17 апреля компания вернулась на рынок — бизнес Ситимобила был куплен группой Таксовичкофф.
    Таксовичкофф в течение полугода перевёл Ситимобил на собственную, весьма специфичную, программную платформу, существенно уступающую по удобству использования сервисам Яндекса. В настоящее время сервис имеет заказы и водителей, продолжает работу, но постепенно так же сдаёт позиции Яндексу.
    Компания известна своей акцентированно клиентоориентированной позицией — водителей Таксовичкофф сервис часто блокирует после жалоб пассажиров, после чего для разблокировки они приглашаются на «профилактическую беседу» в офис компании, где им доходчиво объясняют, «кто здесь главный». Это нравится далеко не всем водителям, которые в итоге предпочитают Яндекс, который всё же старается более взвешенно балансировать интересы водителей и пассажиров. Вследствие этого, в последнее время оператор выживает, преимущественно, за счёт различных льготных программ по предоставлению автомобилей в раскат «безлошадным» водителям.
  2. Такси Maxim. Оператор, хорошо известный во многих российских регионах, но в столицах представленный очень слабо. Отличается низкими требованиями к автомобилям для выполнения заказов в более высоких категориях (Комфорт Плюс и Бизнес), и низкими ценами. По всей видимости, так и будет оставаться региональным игроком преимущественно там, где цены на такси не высоки.
  3. Drivee (бывший Indriver). Сервис функционирует принципиально по-другому, нежели традиционные сервисы такси, и поэтому пока ещё остаётся на плаву и где-то успешно конкурирует с тем же Яндексом.
    Особенностью сервиса является то, что изначальную оферту на поездку формирует сам пассажир, указывая начальную и конечную точки своего маршрута и сумму, за которую он готов его проехать. Предлагаемая сумма по правилам сервиса не может быть ниже 200 рублей, что, в часы низкого спроса, когда Яндекс начинает сыпать совсем уж «зелёные» заказы по 100-150 рублей, выгоднее для водителя.
    Водитель может либо принять оферту пассажира, либо предложить свою сумму. Тогда уже пассажир может либо принять предложение, либо отклонить.
    В случае, когда взаимоприемлемое решение найдено, водитель выполняет заказ и получает с пассажира согласованную оплату.
    Все расчёты осуществляются непосредственно между пассажиром и водителем, наличными или переводом. Предпочтительный способ расчета обычно указывает пассажир при формировании заказа. Водитель регистрируется в сервисе Drivee напрямую, без участия таксопарка. Таким образом, регистрация возможна только на личном автомобиле, по свидетельству о регистрации. Соответственно, заказы сервиса невозможно выполнять на автомобиле, взятом в аренду или раскат у таксопарка, что накладывает на масштабирование сервиса определённые ограничения.

Подытоживая: российский рынок такси всё ещё конкурентен, однако, в силу изложенных выше причин, Яндекс с каждым годом всё ближе и ближе к глобальному доминированию на нём, что уже было отмечено пристальным вниманием ФАС к ценообразованию Яндекса на услуги такси в часы «высокого спроса» в конце 2023 — начале 2024 годов, в преддверии выборов.

Единственной слабой стороной Яндекса остаëтся его низкоквалифицированная и сильно ограниченная в своих полномочиях служба поддержки, не способная, порой, ответить на элементарные вопросы водителей и оперативно решить простейшие ситуации.

Оставьте заявку
Менеджер свяжется с Вами в течение 10 минут

    Оставляя заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных

    ... или приезжайте к нам в офис
    и мы подключим вас

    Уткин проспект 13к1, оф.388
    Ладожская
    с 9:00 до 23:00 (без выходных)
    8 (800) 511-80-21(звонки по России бесплатные)

    Начать зарабатывать