
Достаточно часто в форумах таксистов встречается нытьё о том, что «вот 5 (или 10, или даже 15) лет назад заказ из точки А в точку Б (здесь указываются конкретные локации) стоил условные, скажем, 500 рублей, и сейчас он стоит те же 500 рублей, а цены-то на всё выросли — огого!» — и далее характерный для жанра нелицеприятный поток слов в адрес Яндекса и иже с ним.
В доказательство даже иногда прикладываются извлечённые из непонятно каких архивов раритетные скриншоты.
Но давайте разберёмся: так ли всё плохо на самом деле?
Да, действительно, цена поездки из точки А в точку Б в ряде случаев, особенно вне часов пик, сегодня может быть равна таковой 10 лет назад.
Но это совершенно не значит, что и заработок таксиста остался таким же, как и 10 лет назад, вследствие принципиально изменившейся логистики и принципов администрирования заказов с приходом на рынок такси агрегаторов вместо устаревающих и всё больше теряющих актуальность телефонных диспетчерских.
Итак, что же принципиально изменилось?
Сейчас же основной объём заказов идёт с безналичной оплатой (водители с каждым годом всё менее и менее охотно связываются с наличкой ввиду:
а) существенно более низкого качества контингента пассажиров, предпочитающих ездить за наличные;
б) того, что наличные, как правило, используют «комитетчики» при проведении рейдов по выявлению т.н. «незаконного предпринимательства» среди таксистов).
Платное ожидание начинается с третьей минуты, его стоимость тем выше, чем выше стоимость самого заказа, и начисляется оно автоматически. Таким образом, большинство пассажиров сами заинтересованы в том, чтобы выйти вовремя и не нести дополнительные расходы на оплату ожидания водителя, и среднее время ожидания сегодня не превышает 3–5 минут.
Таким образом, если раньше за 12-часовую смену для водителя была реальной цифра 10–12 выполненных заказов максимум, сегодня она вполне может дойти до 25–27 заказов, а порой даже больше — если на время смены пришлось много коротких заказов, характерных для центральных районов города.
По опыту автора статьи, если в 2020–2021 годах в режиме «эконом/комфорт» средний заработок «грязными» при работе с «Гетт» и «Ситимобил» составлял около 1000 рублей в расчёте на 50 км пробега, то сейчас, в конце 2024 года, при работе на «Яндексе» только в режиме «эконом» на те же 50 км он может составлять в часы высокого спроса — если большая часть заказов приходится на бонусные зоны (т.н. «лужи») — до 3000 рублей.
Эта цифра, безусловно, не будет такой, если «катать» всё без разбора, включая «муку» и «зелёнку», но катать или нет такие заказы — личный выбор каждого водителя.
Соответственно, в абсолютных цифрах заработки водителей, безусловно, увеличиваются. Плюс существенно выросла и безопасность поездок, т.к. у агрегаторов есть все данные как по водителю, так и по пассажиру, и при необходимости и того, и другого всегда можно будет легко найти, тогда как ранее при анонимном вызове идентификация пассажира при возникновении конфликта могла вызвать затруднения, если он пользовался чужой SIM-картой.
Система оценок «Яндекса» также постепенно убирает из сферы такси как плохих водителей, так и плохих пассажиров с низкими рейтингами — заказы последних уже из приличных водителей вообще никто не хочет брать, и те вынуждены уходить в маргинализированные нелегальные сервисы такси из Telegram-чатов.
Соответственно, сравнение как самой услуги такси, так и заработка водителей «тогда и сейчас» на основании только какой-то частной, взятой с потолка идентичной стоимости поездки не вполне корректно, т.к. речь идёт о сервисе принципиально разного качества и возможностей для водителя.