С 1 сентября 2024 года, согласно условиям нового федерального закона 278-ФЗ, все перевозчики, осуществляющие свою деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, обязаны иметь помимо разрешения на перевозку (лицензии) и ОСАГО для такси также и полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (сокращённо ОСГОП).
Такой полис предусматривает в случае ДТП с пассажирами с участием застрахованного автомобиля выплаты пострадавшим до 23 тыс. рублей при повреждении имущества, и до 2 млн. рублей в случае причинения вреда здоровью. При этом стоимость такого полиса для самозанятых водителей такси, работающих на личных автомобилях, составит от 2,5 до 3,5 тысяч рублей в год. Если же вы арендуете автомобиль в таксопарке, оформление полиса ложится на таксопарк и вас особо не касается, за исключением того, что стоимость аренды вследствие дополнительных расходов может незначительно возрасти.
Новая схема будет работать примерно так: если самозанятый (или ИП) водитель такси не предоставляет в Комитет по транспорту данные о своём полисе ОСГОП, действие его разрешения на перевозку (лицензии) приостанавливается Комитетом на срок до 30 дней, и возобновляется по факту предоставления водителем Комитету данных о заключённым со страховой компанией договоре/полисе ОСГОП (процедура предоставления пока до конца не ясна, мы опубликуем информацию в дальнейших статьях по мере уточнения).
В случае не предоставления данных о полисе в течение 30 дней с момента приостановки действия разрешения, по истечении указанного срока оно будет автоматически аннулировано уполномоченным органом (Комитетом по транспорту).
Для тех, кто будет регистрироваться водителем такси после 1 сентября, закон о такси 580-ФЗ в настоящее время предписывает сначала получить региональное разрешение на работу в такси, затем заключить договор ОСГОП, и только после этого такой водитель будет внесён в реестр перевозчиков. То есть, по факту, изначально выданное разрешение сразу будет считаться приостановленным до момента приобретения водителем полиса ОСГОП, если этот процесс не будет как-то синхронизирован (например, водитель, получивший разрешение на перевозку может сразу отправить его данные своему страховому агенту и в течение нескольких минут оплатить и получить заветный полис, и сразу же автоматически после этого — внесение в реестр. Как это будет работать на практике покажет время).
Нет, пока не будут: положениями части 1 статьи 4 закона 278-ФЗ предусмотрен переходный период, составляющий 60 дней со дня вступления в силу закона 278-ФЗ, в течение которого перевозчики обязаны заключить договор ОСГОП и предоставить необходимые данные уполномоченному органу исполнительной власти (в Санкт-Петербурге это Комитет по транспорту).
Таким образом, до окончания этого переходного периода (то есть до конца октября), основания для применения предусмотренных в рамках закона 278-ФЗ санкций отсутствуют.
Однако, сильно расслабляться тоже не стоит — некоторые водители в форумах отмечают, что к ним уже поступали предложения от их страховых агентов об оформлении полиса ОСГОП. Соответственно, тем водителям, кому такие предложения ещё не поступали, рекомендуем в течение указанного выше в статье срока самим обратиться к своим страховым агентам (а при отсутствии персонального агента — в ту страховую компанию, в которой вы оформляли полис ОСАГО для такси) за разъяснениями и оформлением полиса, т.к. без него действие ваших разрешений с высокой вероятностью будет приостановлено уже с 1 ноября.
Мы будем внимательно следить за развитием ситуации вокруг полисов ОСГОП и информировать об актуальных изменениях, а пока предлагаем всем желающим поделиться в комментариях к статье своим опытом оформления полиса и задать имеющиеся у вас вопросы, которые мы пока не осветили в статье — постараемся обязательно на них ответить в следующих выпусках!