Что может сделать на таком медосмотре рядовой медик, в условиях большого ежедневного потока таксистов, скажем, крупного таксопарка? Времени на каждого водителя не более 2-3 минут, и максимум, что в этих условиях можно сделать — это померить температуру и давление, и оценить, не пахнет ли от водителя вчерашним или даже свежим перегаром. И, если что-то вызывает подозрения, такого водителя к выходу на линию не допустить.
Но если, допустим, такой медосмотр показал, что всё хорошо, и водитель на линию допущен. Что мешает недобросовестному водителю, например, «накатить» или употребить наркотическое вещество сразу после выхода из кабинета медика с полученным допуском? А ничего! И даже если водитель добросовестный, и ничего запрещённого перед выходом на линию намеренно не употреблял — где гарантия того, что у него не скакнёт давление уже во время рейса (например, от усталости или вследствие внезапного обострения какого-то хронического заболевания), или у него внезапно не поднимется температура через некоторое время после того, как в машине проехал пассажир, который болен ОРВИ, гриппом или COVID, не потрудившийся перед поездкой в такси надеть маску? Никто такой гарантии не даст, и даже весьма тщательно и добросовестно проведённый перед выходом водителя на смену медосмотр никак не застрахует от всего вышеперечисленного.
Недавно в Интернете завирусилось видео, где внезапно уснувший за рулём от усталости водитель автобуса выехал на пешеходную дорожку и сбил несколько человек, некоторых из них серьёзно покалечив:
А ведь в автобусных парках перед выходом на линию каждый водитель проходит очень тщательный медосмотр! И, тем не менее, от подобных ситуаций, как выяснилось, это никого никак не защищает.
Поэтому, по мнению наших специалистов, предрейсовый медосмотр является скорее профанацией и бесполезной бюрократической процедурой, нежели чем полезной опцией, существенно повышающей безопасность на дорогах.
Гораздо эффективнее, по нашему мнению, работает уже сложившаяся в Яндексе система оценок, которые ставят пассажиры водителю. Эта система допускает возможность детализированных комментариев: например, водитель находился в неадекватном состоянии, засыпал за рулём; в автомобиле пахло алкоголем и т.п. Таким образом, фактически каждый пассажир такси может взять на себя функцию отдела контроля качества, если этим качеством во время поездки он в чём-то был неудовлетворён. И когда по водителю накапливается определённая негативная статистика отзывов от пассажиров, водитель получает блокировку уже непосредственно от Яндекса, до выяснения обстоятельств (например, почему в машине пахло алкоголем — потому что был не трезв сам водитель, или потому, что он только что отвозил нетрезвого пассажира), либо уже пожизненно (если, например, доказан факт, что водитель совершал при пассажирах непристойные действия сексуального характера).
Таким образом, уже сложившаяся в Яндексе система контроля работы водителей посредством оценок пассажиров вполне достаточно стимулирует нормальных и адекватных водителей соблюдать правила сервиса, чтобы не лишиться работы, и перед выходом на линию осуществлять эффективный самоконтроль. Адекватный водитель сам не будет выходить на линию при плохом самочувствии (или, по крайней мере, не будет перенапрягаться и в случае вынужденной необходимости уйдёт с линии и поедет домой).
А что касается неадекватных водителей — казалось бы, предрейсовый медосмотр сможет не допустить их на линию до того, как они начнут получать негативные отзывы от пассажиров? Однако, здесь не стоит исключать человеческий фактор и возможность коррумпирования медработника, который, скажем, может отправить водителя домой по причине плохого самочувствия, но скрыть тот факт, что оно было вызвано алкогольным или наркотическим опьянением. А вот пассажир, с высокой вероятностью, не станет мириться с тем, что его вёз водитель в не вполне адекватном состоянии, и наверняка отправит жалобу в Яндекс через приложение или по телефону после завершения поездки.
Резюмируя: существующая система контроля качества в Яндекс существенно более эффективно и не предвзято контролирует состояние выходящих на линию водителей, чем любые предрейсовые медосмотры, которые стали в современной действительности атавизмом и профанацией, и нуждаются в скорейшем упразднении, как института в целом.